Заказать звонок Заполнить анкету

Топливные резервуары



15.11.2015
Незаменимое в промышленности и быту топливо относится к веществам высокого класса опасности. Поэтому к условиям его содержания выдвигаются серьезные требования. Для его безопасного хранения обычный бак не подойдет, необходимы специальные топливные резервуары.

Топливные резервуары - это металлические или железобетонные сосуды, которые, прежде всего, должны быть герметичными, оснащенными системой световой и звуковой сигнализации. В их конструкции должно быть предусмотрено все необходимое для контроля над состоянием топлива и исключающее возможность перелива. Компания ООО «Н-Сервис» специализируется на производстве высококачественного резервуарного оборудования, в том числе стальных резервуаров для нефтепродуктов, которое полностью соответствует действующим в нашей стране регламентам. Оно уже нашло широкое применение в области сельского хозяйства, малой и крупной промышленности и на АЗС.

Виды топливных резервуаров

Наибольшее распространение на российских заправках для нефтепродуктов получили горизонтальные стальные резервуары малой емкости (от 5 до 75 м3), выполненные из листовой стали согласно техническим требованиям. Они могут быть горизонтальными и вертикальными, наземными и подземными, с разной толщиной корпуса. Предлагаем вам рассмотреть отличия и особенности каждого из них.

Горизонтальные резервуары для нефтепродуктов

Горизонтальные резервуары могут быть наземными и подземными, а вертикальные модели – только наземными. Первые рассчитаны на эксплуатацию в условиях от -60 до +50 градусов и подходят для хранения светлых и темных нефтепродуктов плотностью до 1 тс/м? (10 кн/м?). Вторые могут иметь более значимые размеры и оснащаться большим количеством оборудования, необходимого для очистки и профилактического осмотра сосуда. Соответственно, они отличаются большей ремонтопригодностью и нашли широкое распространение во многих отраслях промышленности. Их можно использовать для хранения и топлива, и мазута.

Вертикальные резервуары для нефтепродуктов

К сооружениям наземного типа относятся те, которые расположены выше грунта. На российских автозаправочных станциях они получили меньшее распространение, потому что уязвимы к различным механическим воздействиям и занимают много места.

Подземные резервуары для нефтепродуктов с этой точки зрения использовать выгоднее. Подземные стальные резервуары имеют хорошую репутацию и сегодня считаются самыми надежными и безопасными конструкциями для нефтепродуктов. Стандартный размер топливных резервуаров: 3-100 м3. 

Не секрет, что для каждой современной АЗС актуальны задачи по экономии места и поддержания привлекательного экстерьера. Благодаря использованию сооружений подземного типа, которые скрыты под землей, эти задачи прекрасно выполняются. Такие подземные топливные резервуары прекрасно подходят для содержания на объекте темных и светлых нефтепродуктов. Допустимая плотность сред при внутреннем рабочем давлении – до 1 м/м?.

Такие стальные резервуары – не только практичное решение, это гарантия безопасности. Объясним почему: при расположении в грунте резервуар защищен от воздействия солнечного облучения, за счет чего сводятся к минимуму потери тепла и жидкости в результате испарения. Не случайно подземные модели принято использовать в сейсмически опасных зонах и в регионах, где характерен подпор грунтовых вод. Такие конструкции обычно располагаются в непосредственной близости автомобильных дорог или на территории промышленных зон, поэтому могут подвергаться различным вибрациям. В связи с этим процесс их изготовления требует большого мастерства и, безусловно, соблюдения всех технологий. В современном производстве в качестве основного материала для моделей подземного типа монтажа применяют нержавеющую и углеродистую сталь. Днище может быть как плоским, так и коническим. Дополнительно стальные резервуары для нефтепродуктов могут быть утеплены и оснащены толстыми стенами и системой подогрева, особенно если монтажные работы будут проводиться в местности с суровым климатом и замерзшим грунтом. В целях предупреждения коррозии их корпуса обрабатывают резинобитумной мастикой.

Rezrevuar-rgsn

Подземные емкости могут иметь разную толщину корпуса. На большинстве российских заправок используются модели топливных резервуаров с двойной стенкой. Это увеличивает долговечность и безопасность эксплуатации оборудования. Даже если случится форс-мажор и внутренняя стенка продырявится, продукт нефтепереработки не вытечет наружу. Воздушное пространство между стенками накачивают азотом, веществом «тосол» либо этиленгликолем, словом, более плотной средой, чем само топливо.

Использование топливных резервуаров на АЗС

Практика показывает, что резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов подземного типа относятся к наиболее безопасным. В подземных стальных резервуарах для нефтепродуктов может храниться как какой-либо отдельный вид топлива, так и сразу несколько. Для содержания не однотипных сортов разработаны многокамерные топливные емкости. Они имеют несколько отсеков внутри и закапываются ниже уровня промерзания грунта. Глубина размещения может достигать 7-ми метров. Хранение нефтепродуктов в таких условиях снижает риски их промерзания в зимнее время года и риски возникновения внезапного взрыва и воспламенения. Налицо и защита от случайных повреждений. Монтаж стального сосуда происходит следующим образом: на подобранном месте выкапывают и бетонируют яму. Далее резервуар фиксируется в этой яме посредством хомутов на анкерных крепежах. В целях безопасности хранения он оснащается горловинами с люком, трубопроводной арматурой, подогревaтелями, сигнaлизaторами и другими видами оборудования.

Следует отметить, что особенности содержания нефтепродуктов зависят и от специфики АЗС. Так, резервуары для модульных, контейнерных и блочных заправок обязательно должны быть двустенными. На традиционных автозаправочных станциях допустимо использование и одно-, и двустенного оборудования. Если АЗС находится в черте населенного пункта, то оно должно быть укомплектовано оборудованием, имеющим двойной корпус и систему мониторинга межстенного пространства. Если заправка функционирует вблизи трассы, то есть не на территории города (поселка) или предприятия, разрешается применять одностенные конструкции при обязательном соблюдении ряда требований:

- топливные резервуары должны иметь самосрабатывающие огнетушители либо другое подобное устройство пожаротушения;

- единичная вместимость резервуара для нефтепродуктов в идеале бывает не выше 10 куб. метров;

- на территории заправки должны быть все условия для сбора пролитого в результате аварии топлива;

- межственное пространство необходимо регулярно проверять на наличие паров углеводородов

- и пр.

Что касается хранения топлива на контейнерных заправках, то по регламенту здесь должны использоваться стальные резервуары объемом от 5 до 20 м3. Стальные топливные резервуары могут быть любой формы: прямоугольной, цилиндрической, с единственным или несколькими отсеками. Толщина их стенок составляет 3-4 мм.

Для нефтепродуктов на заправке блочного типа применяются специальные блоки, которые комплектуются двустенными резервуарами общим объемом 40 м3 сразу для двух видов топлива.

Независимо от специфики станции конструкция топливного резервуара должна предусматривать возможность выполнения механизированной процедуры очистки. Это важно в аспекте пожаро- и взрывобезопасности и продолжительности эксплуатации. Частота очистительных мероприятий зависит от вида хранимого вещества. По государственным стандартам резервуары для дизельного топлива и автомобильного бензина нужно очищать не реже одного раза за двенадцать месяцев, для масел с присадками – хотя бы один раз в год. Благодаря своевременной очистке внутренних стенок на них не будут скапливаться остатки хранимых нефтепродуктов, а это положительно отразиться и на качестве реализуемого на АЗС бензина.

Требования к использованию топливных емкостей на АЗС

Отметим наиболее важные моменты, касающиеся эксплуатации стальных резервуаров для хранения топлива на ведомственных и коммерческих заправках:

Стальные резервуары для нефтепродуктов имеют свои технические паспорта, где необходимо заполнить все графы.

Тара должна быть оснащена теми дополнительными установками, которые указаны в проектной документации. Использование нерабочего резервуара не допустимо.

Каждый резервуар должен иметь свой порядковый номер, на корпусе следует указать марку хранимого нефтепродукта. Также необходимо вписывать значения максимального и базового наполнения. Кстати, высота базового наполнения измеряется один раз в год летом или после очередного ремонта. Результат измерения указывается в документах и утверждается начальством АЗС. Его необходимо прикладывать к градировочной таблице емкости.

После ремонта резервуара следует провести гидравлические испытания. Для этого стальной резервуар наполняют водой и следят за уровнем жидкости в течение 72-х часов. Если течь не выявлена, все в порядке. Также практикуется проведение испытаний не водой, а другими инертными к воспламенению жидкими средами. Результаты испытаний тоже заносятся в акт.

Максимально возможный объем заполнения топливного резервуара на заправочной станции не должен быть более 95 процентов его вместимости. Это поможет исключить случайный разлив нефтепродукта. Заполнить сосуд с заданным значением можно при помощи отсечного клапана.

Какой топливный резервуар заказать?

При выборе топливного резервуара принято учитывать множество факторов: материал, срок службы, степень надежности и поставленные перед вами цели.

Rezrevuar-rgsn1

Когда мы говорим про АЗС, лучшим выбором может стать подземный резервуар из стали. Он будет зарыт в грунт и скрыт от посторонних глаз, а место на площадке можно будет использовать для других целей. Другой вопрос: «Как определить оптимальную вместительность?». Объем и количество топливных емкостей должны соответствовать мощности заправочной станции. Мощность в свою очередь характеризуется количеством производимых заправок в сутки. Например, для АЗС, куда каждый день заезжают 500 автомобилей и заправляются бензином, можно поставить топливный резервуар объемом 25 м3.

В сельском хозяйстве, на железной дороге, на промышленных предприятиях для заправки спецтехники часто используется солярка или дизельное топливо. Для их ресурсного хранения так же нужна специальная тара. Основное требование для такой тары одно – солярка (дизтопливо) не должна взаимодействовать с другими горючими веществами. Современные топливные резервуары из стали не дают утечек и имеют надежные клапаны, которые не пропускают воду и не мешают воздухообмену. Если вы планируете хранить топливо под землей, то выбирайте подземные топливные резервуары. Модели с двойными стенками обеспечивают высокую пожарную безопасность. Если места на территории достаточно, можно остановиться на наземных конструкциях. Наземные топливные резервуары устанавливаются так, чтобы днище оказалось выше уровня земли (отсюда и название). Доступ к нему осуществляется через лестницу. По возможности при выборе места для монтажа наземного резервуара для нефтепродуктов постарайтесь найти самое сухое. Повышенная влажность будет способствовать коррозии.

Из общих рекомендаций отметим, что для хранения нефтепродуктов малого объема (до 1000 м3) используются горизонтальные стальные емкости. Экономичным вариантом для предприятия может стать универсальный стальной резервуар с несколькими отсеками. Здесь вы сможете держать бензин для заправки служебных машин, солярку – для спецтехники или просто бензин разных марок. Каким бы не был объем и материал сосуда, самое главное – не забывать о правилах пожарной безопасности, не допускать возникновения аварийных ситуаций и свести к минимуму попадание паров нефтепродуктов в атмосферу во время эксплуатации.

Специалисты компании ООО «Н-Сервис» на протяжении нескольких лет создают современное и износостойкое резервуарное оборудование для всех сфер промышленности, в том числе топливные резервуары Для заказа емкости или получения консультации позвоните по телефону +7 3412 908-193 или закажите звонок на сайте!